21 ноября Центр «Развитие корпоративной социальной ответственности» (КСО) представил Индекс КСО прозрачности сайтов крупнейших компаний в Украине. Индекс Прозрачности – это оценка веб- сайтов компаний на предмет раскрытия информации о деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности.
Участниками оценивания в 2013 году стали 88 компаний, которые имеют веб-сайты на украинском или русском языках (или украиноязычные страницы на сайтах материнской международной компании). Среди них – 26 компаний, которые не были представлены в Индексе – 2012.
Уровень прозрачности сайтов крупнейших компаний Украины повысился по сравнению с показателем 2012 г., но все еще остается критически низким – 16,9 %.
Наиболее открытым и прозрачным является сайт компании ДТЭК (80% раскрытия информации). «Самым большим прорывом» стала компания САН ИнБев, которая улучшила свой результат на 50 позиций (по сравнению с 2011 годом).
Компании стали совершенствовать свои практики социальной ответственности. По сравнению с результатами прошлого года 13 компаний повысили свой уровень прозрачности. Уровень открытости вырос более чем в два раза в компаниях: САН ИнБев Украина, Нестле Украина, Нибулон.
Проведенная оценка зафиксировала отсутствие в Украине широкой практики подготовки нефинансовых отчетов. Количество отчетов, подготовленных крупнейшими компаниями Украины, незначительно. Так, в 2011 г. 16 компаний разместили нефинансовые отчеты на собственных веб – страницах, в 2012 г. – 9 компаний, в 2013 г. – 13 компаний.
Среди главных составляющих социальной ответственности основное внимание компании уделяют освещению вопросов работы с персоналом (58% компаний освещает свою политику в сфере трудовых отношений). Немного меньше компаний (44 %) освещают свою политику в области охраны окружающей среды; треть компаний (37%) – деятельность в сфере развития общин. Меньше уделяется внимания освещению вопросов этики и соблюдения прав человека, антикоррупционной политике и диалога с заинтересованными сторонами. Компании не освещают результаты КСО стратегии, только пятая часть компаний предоставляет информацию согласно показателям деятельности по КСО.
По результатам секторального анализа самый высокий уровень прозрачности продемонстрировали, как и в прошлом году, компании сферы коммуникаций. Существуют также определенные секторальные различия в освещении КСО, связаные со спецификой компаний. Так, на сайтах компаний электроэнергетики, сектора «нефть и газ», тяжелой промышленности размещается информация о политике по безопасности труда и охраны окружающей среды. Общей тенденцией в освещении усилий по КСО компаний пищевой промышленности/сектора FMCG является акцент на вопросах ответственности перед потребителями/клиентами за качество продукции, маркетинговых стратегий и пропаганды принципов здорового питания. Транспортные предприятия чаще предоставляют информацию о влиянии своей политики на рабочие места (учитывая наличие разветвленной социальной инфраструктуры), а агропромышленные предприятия – об охране окружающей среды.
Результаты Индекса прозрачности компаний Украины
Місце |
Місце в Індексі 2012 р. |
Місце в Індексі 2011 р. |
Назва компанії |
Сектор |
Бали |
Відсотки |
1 |
2 |
1 |
ДТЕК | Електроенергетика |
163 |
81 |
2 |
4 |
4 |
«АрселорМіттал Кривий Ріг» | Важка промисловість |
156 |
78 |
3 |
1 |
5 |
СКМ | Холдингові компанії |
146 |
73 |
4 |
— |
3 |
«Оболонь» | Харчова промисловість/сектор FMCG |
140 |
70 |
5 |
3 |
2 |
«Метінвест» | Важка промисловість |
131 |
65 |
6 |
— |
— |
«Карлсберг Україна» | Харчова промисловість/сектор FMCG |
108 |
54 |
7 |
5 |
6 |
«Київстар» | Комунікації |
106 |
53 |
8 |
6 |
7 |
«Інтерпайп Україна» | Важка промисловість |
97 |
48 |
9 |
8 |
— |
«Дніпроспецсталь» | Важка промисловість |
88 |
44 |
10 |
— |
— |
«ОККО-Бізнес» | Нафта і газ |
87 |
43 |
11 |
— |
67 |
«САН ІнБев Україна» | Харчова промисловість/сектор FMCG |
82,5 |
41 |
12 |
32 |
— |
«Нестле Україна» | Харчова промисловість/сектор FMCG |
76 |
38 |
13 |
28 |
26 |
«Нібулон» | Аграрний сектор |
74 |
37 |
14 |
10 |
19 |
«МТС Україна» | Комунікації |
71 |
35 |
15 |
9 |
9 |
«МЕТРО Кеш енд Кері Україна» | Рітейл |
68 |
34 |
16 |
13 |
б/о* |
«Імперіал Тобакко Україна» | Харчова промисловість/сектор FMCG |
54 |
27 |
16 |
12 |
11 |
«Індустріальний Союз Донбасу» | Важка промисловість |
54 |
27 |
18 |
28 |
86 |
«Кернел Трейд» | Аграрний сектор |
51 |
25 |
18 |
14 |
89 |
«Центренерго» | Електроенергетика |
48 |
24 |
20 |
15 |
20 |
«Миронівський хлібопродукт» | Аграрний сектор |
47 |
23 |
20 |
17 |
31 |
«Крафт Фудз Україна» | Харчова промисловість/сектор FMCG |
47 |
23 |
Загрузить Индекс прозрачности 2013
Контактная информация по вопросам Индекса: Марина Сапрыкина, Центр «Развитие КСО», (044) 2801147, ms@csr-ukraine.org
***
Об Индекс прозрачности: базируется на методологии компании BeyondBusiness (Израиль). Отличие индекса от других рейтингов по КСО заключается в том, что объектом оценки является веб-сайт компании. Веб-сайты компаний оценивались по 4 основным критериям: Отчетность (наличие нефинансового отчета, подготовленного по стандарту Глобальной инициативы по отчетности, Глобального договора ООН или другими стандартами) – 40 % от общего результата; Содержание (раскрытие информации по основным сферам КСО) – 35 % от общего результата; Навигация (удобство пользования сайтом) – 10% от общей информации; доступность (язык, контактная информация) – 15 % от общего результата.